Александр Дьяченко: «Ковид на руинах здравоохранения»

Александр Дьяченко: «Ковид на руинах здравоохранения»

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор статьи — Александр Дьяченко

(Окончание.

Начало в №14—15)

«Майские указы» и КОВИД-19

В 2010 годы стимулом к дальнейшему сокращению больничного сектора стали принятые в 2012 году «майские указы» президента РФ. Согласно им, к 2018 году средние зарплаты врачей должны были быть повышены до 200%, а среднего и младшего медицинского персонала — до 100% средней заработной платы по экономике региона. Необходимость повышения оплаты труда в здравоохранении была полностью оправданна: средняя зарплата в отрасли составляла в 2012 году лишь 77% от средней по экономике. В то же время реализация «майских указов» требовала адекватного увеличения финансирования медицинских организаций, что не было сделано. В результате стремление руководителей регионов отчитаться о выполнении «майских указов» привело к тому, что в 2012—2018 годах были сокращены 915 больничных организаций, а общее число больничных коек снизилось на 159 тыс., или на 14%. «Оптимизация» больничного сектора проводилась и в больших городах, включая столицу. В Москве за период с 2012 по 2018 год были сокращены 58 из 211 больничных организаций, а число больничных коек снизилось на 30 тыс., или на 36%.

Одновременно за период с 2000 по 2017 год в среднем по странам ОЭСР численность занятых в здравоохранении и социальном обслуживании увеличилась с 8 до 10,1% в общей численности занятых в экономике, а в таких странах, как Великобритания, Германия, США, Франция, Япония, она возросла до 12—14%. В России же в результате «оптимизации» наблюдалась прямо противоположная тенденция: в общей численности занятых в экономике количество занятых в здравоохранении и социальном обслуживании снизилось с 6,8% в 2000 году до 6,0% в 2019-м.

Серьёзным испытанием для российского здравоохранения стала коронавирусная пандемия. Для оценки того, насколько успешно оно справилось с этим вызовом, необходимо представить масштаб роста смертности населения России из-за пандемии. По данным Росстата, с коронавирусной инфекцией в 2020 году было связано 162,4 тыс. смертей, в том числе 86,5 тыс. случаев были определены как непосредственно вызванные коронавирусом. Смертность, связанная с COVID-19, по данным Росстата, была в два раза ниже официально зарегистрированного прироста смертности в 2020 году по сравнению с 2019-м (323,8 тыс.). Подобный уровень смертности не наблюдался в России почти 20 лет. В результате этого средняя продолжительность жизни снизилась, по предварительным данным, более чем на 2 года и составила в 2020 году 71,1 года, вернувшись к уровню 2014-го.

Судя по величине прироста смертности в 2020 году, можно высказать предположение, что российское здравоохранение оказалось неэффективным в борьбе с COVID-19. Согласно нашим расчётам, за указанный период избыточная смертность в период коронавирусной пандемии составила в России 350900 случаев, или 240 случаев на 100 тыс. населения. В России ущерб от COVID-19 оказался существенно бóльшим по сравнению со многими развитыми странами. Избыточная смертность в России была более чем в 2 раза выше, чем в Австрии, Нидерландах, Франции и Швеции, в 3 с лишним раза выше, чем в Германии, в 5 раз выше, чем в Израиле и в 10 с лишним раз выше, чем в Дании и Финляндии. В Норвегии, Южной Корее и Японии вообще удалось избежать роста смертности населения. Небезынтересно отметить в связи с этим, что Южная Корея, как и Япония, значительно опережает другие страны по обеспеченности населения больничными койками, а Норвегия является безусловным мировым лидером по уровню занятости в здравоохранении (на здравоохранение и социальное обеспечение приходится 20% общей занятости в экономике Норвегии).

Высокая избыточная смертность в России объясняется не только неэффективностью системы российского здравоохранения. Ответственность несут и власти страны. Во-первых, не был вовремя закрыт въезд в Россию из стран, где началась эпидемия. Не были даны официальные рекомендации отказаться от турпоездок в эти страны. Несмотря на то, что в феврале 2020 года случаи заражения COVID-19 были официально зарегистрированы во многих европейских странах, а в 11 районах Италии введён карантин, власти РФ прекратили авиасообщение с европейскими странами только 27 марта.

Другими словами, до этого времени десятки тысяч потенциальных вирусоносителей вернулись в Россию из Европы — всего в странах ЕС в I кв. 2020 года побывали более миллиона российских туристов, в том числе 180 тыс. в Италии. При этом ни тестирование на коронавирус, ни карантинные мероприятия в отношении прибывающих из стран, где началась эпидемия, практически не проводились. В итоге, если первый больной с диагнозом COVID-19 (вернувшийся из Италии) был зарегистрирован в России 2 марта, то к 27 марта, когда граница была закрыта, число заболевших составило уже около 2 тыc.

Кроме того, не были приняты меры, препятствующие распространению инфекции из Москвы, являющейся главными въездными воротами страны, в другие регионы. В результате в начале коронавирусной эпидемии случаи заболевания и смерти от ковида регистрировались в основном только в Москве, а в последующем инфекция распространилась на всю страну.

Не только большинство населения, но и многие медицинские работники, непосредственно контактировавшие с заразившимися ковидом, вовремя не были обеспечены средствами индивидуальной защиты. В целом же не была создана единая, базирующаяся на рекомендациях ведущих специалистов, государственная система управления противоэпидемическими мероприятиями. Функции по введению конкретных мер борьбы с коронавирусной инфекцией были переданы руководителям регионов.

Система российского здравоохранения также оказалась неготовой к массовой эпидемии. В ходе «оптимизации» здравоохранения была свёрнута сеть инфекционных больниц, а число коек для инфекционных больных сократилось более чем на 80 тыс. В результате взрывной рост заболеваемости коронавирусной инфекцией быстро привёл к возникновению дефицита инфекционных коек. Для лечения больных с ковидом пришлось перепрофилировать другие больницы, сохранившиеся после «оптимизации». В Москве, например, в общей сложности были перепрофилированы более 50 больниц, в том числе стационары федеральных медицинских научных центров, оказывающих высокотехнологичную помощь больным с наиболее сложной патологией из всех регионов страны.

Из-за дефицита больниц в регионах госпитализация больных с COVID-19 могла быть проведена только в перепрофилированных стационарах больших городов, в основном региональных центров. Необходимость транспортировки пациентов в эти больницы зачастую на расстояние более 100 км привела к снижению доступности неотложной медицинской помощи для жителей сельских поселений и небольших городов. Время ожидания приезда машины «скорой помощи» для многих пациентов стало исчисляться часами или даже днями.

Перевод на работу в «ковидные» больницы медицинских работников из других стационаров и амбулаторных организаций, в том числе не имеющих опыта работы с инфекционными больными, обусловил как снижение эффективности лечения больных с коронавирусом, так и значительное сокращение возможности необходимой медицинской помощи другим пациентам. Для восполнения кадрового дефицита была предпринята даже попытка мобилизации студентов старших курсов медицинских вузов, не имевших практических навыков работы с пациентами.

В аптечной сети большинства регионов возник дефицит многих лекарственных препаратов в результате как роста самолечения, так и политики СМИ по рекламе тех или иных «чудодейственных» лекарств. Принимавшиеся руководством регионов зачастую неадекватные меры борьбы с коронавирусной инфекцией обусловили рост социально-психологической напряжённости, приводящей и к росту заболеваемости населения.

Всё вышеперечисленное и обусловило, по-видимому, столь высокий уровень смертности в России в период коронавирусной пандемии. При этом, если считать достоверными приведённые Росстатом данные о числе смертей, непосредственно вызванных коронавирусом, следует сделать вывод о том, что большая смертность в рассматриваемый период была обусловлена не столько собственно COVID-19, сколько несовершенством всей системы медицинской помощи в стране в результате недофинансирования здравоохранения и принятия неадекватных мер по его реформированию. В связи с этим насущно необходимой представляется реализация принципиально новой стратегии развития российского здравоохранения.

Комментарий редакции: Вплоть до начала пандемии коронавируса власти непрерывно проводили «оптимизацию» здравоохранения, фактически лишая население России возможности получения своевременной и бесплатной медицинской помощи. Сокращение врачебного персонала и лечебных учреждений, конечно, подлило масло в огонь. А после «майских указов» «сильные мира сего» восприняли произошедшее как повод дополнительно нагреть руки на бедствиях народа. Они пошли на удобный для себя способ решения поставленной задачи повышения зарплат врачам — «нет человека — нет проблемы». И что в итоге? Куда сегодня обращаться многим россиянам, действительно страдающим опасными заболеваниями? Вполне понятно, что в перспективе при таком раскладе не только пандемию коронавируса, но и обычный сезонный грипп не удастся ликвидировать. Так что пока не устранят последствия «оптимизаторского» погрома, шансы на создание надёжного щита, служащего мощным препятствием на пути распространения коронавируса и иных инфекций, просто будут отсутствовать.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *