Обещанного три года ждут?

Обещанного три года ждут?

Материал газеты «Правда Москвы», Анастасия Лёшкина

За три года можно успеть многое. Ребёнок за три года из младенца превращается в детсадовца (если повезёт, конечно, так как дождаться своей очереди на место в детском саду можно как раз к окончанию «детсадовцем» университета). За три года можно построить дом, получить новую профессию, освоить вождение и даже погасить кредит за автомобиль (если не грянет новая пандемия и не уволят с работы). А уж правительство с его доходами может любую сказку сделать былью. Или не может? 

Вот уже три года, как в нашей стране трудится обновлённый состав правительства во главе с Михаилом Мишустиным. Довольно приличный срок, за который неплохо бы и отчитаться. Официальных заявлений правительство пока не делало, но события последних лет учат нас не полагаться на господ министров, поэтому проанализируем всё сами. А начнём, пожалуй, с самого главного – с человека. Хотя точнее было бы сказать – с населения в целом. За последние три года нас стало намного меньше: только за период с 2019 по 2021 год число россиян уменьшилось на 1,2 миллиона человек, а за прошедший 2022 год – ещё на 550 тысяч. Виноват тут не только коронавирус (хотя и на его совести немало жизней, с декабря 2020 по ноябрь 2021 смертность превысила 2,4 миллиона человек), но и существенное падение рождаемости. В 2021 году родилось всего 1,3 миллиона детей, что стало рекордно низким значением за последнее десятилетие. Однако прошедший 2022 смог установить новый рекорд – рождаемость снизилась ещё на 6,8%, несмотря на материнские капиталы и прочие меры демографической поддержки. Уровень демографического кризиса сопоставим по масштабам с ситуацией в 90-х – отмечают социологи, добавляя, что такого низкого уровня рождаемости не было со времён Великой Отечественной войны. 

Парадоксальная на первый взгляд картина становится куда яснее, если измерить гармонию алгеброй, то есть подойти к проблеме с точки зрения элементарных расчётов. Причина, по которой многие россияне не торопятся обзавестись потомством, довольно проста – никакие существующие меры поддержки не работают на фоне стремительного сокращения доходов населения. Даже материнский капитал, выплачиваемый ныне за первого ребенка, существенно не исправляет ситуацию – уровень жизни семей с детьми по-прежнему низок, а рождение ребёнка в нашей стране означает автоматическое снижение качества жизни. Ещё до начала пандемии Росстат сообщал, что каждый четвёртый ребёнок в России живет в семье с доходами ниже прожиточного минимума, половина детей в сельской местности – выходцы из малоимущих семей, а самый высокий процент бедности среди детей – в многодетных семьях. Увы, последующие события вряд ли улучшили ситуацию: в 2020 году реальные доходы населения снизились на 3%. От правительства требовались решительные меры, и меры были приняты: уже в следующем, 2021, году чиновники поменяли методику расчёта прожиточного минимум, и число бедных (по статистике, разумеется) сразу снизилось. А россияне между тем продолжили беднеть и в 2022 году: согласно докладу Росстата, в третьем квартале прошлого года падение реальных доходов населения составило 3,4%. 

Доходы упали, зато расходы выросли. Тарифы за коммунальные услуги в прошлом году индексировали дважды год – на 4% в июле и в среднем ещё на 9% в декабре. Конечно, с такой нагрузкой справляются далеко не все – число должников стало стремительно увеличиваться. Только за первое полугодие 2022 года долги россиян за ЖКУ выросли на рекордные 7,6%, а общая задолженность за «коммуналку» перевалила за 800 миллиардов рублей. И самыми уязвимыми категориями населения снова оказались (вот неожиданность-то!) семьи с детьми. Коммунальщикам демографическая политика не интересна, и разговор с должниками у них короткий – с вещами на выход. Так, в Казани, например, мать с тремя детьми выселили из дома за долги по квартплате, а в Ставропольском крае семью, где воспитывалось пятеро детей, в том числе один инвалид, посреди зимы отключили от электричества. 

«После того, как был введён налог на воздух, вы стали меньше дышать!» – сетовал принц Лимон в советском мультфильме про Чиполлино. В нашей стране дышат пока что свободно, а вот есть стараются поменьше. Последний опрос ВЦИОМ показал: каждый четвёртый россиянин стал больше экономить на еде, ещё 32% заявили о том, что сократили расходы на походы в парикмахерскую и покупку косметики. Всё чаще люди обращаются к займам. За весь 2021 году россиянам выдали кредиты наличными в общем размере 6,9 триллионов рублей. Эта сумма стала рекордной и на целых 37% превысила результат 2020 года. К началу 2022 года уровень долговой нагрузки в России достиг нового рекорда: на платежи по кредитам уходило в среднем 10,6% ежемесячного дохода. К концу 2022 года доля расходов, связанных с обязательными платежами, снова увеличилась, платежи по кредитам составили около 30% от суммы обязательных платежей. Но стоит ли удивляться такому положению дел, когда даже официальная инфляция за прошедший год составила 12%. К слову, в Германии, экономика которой наиболее сильно пострадала от изменения цен на энергоносители, инфляция составила всего 7,9%. 

Конечно, все эти проблемы далеко не новы. Начало их кроется в самом начале 90-х и в сути тех «реформ», в результате которых мы и получили современную Россию. Новый состав правительства оказался не так уж нов, а от перестановки слагаемых сумма не меняется. Наша страна попросту не готова к новым вызовам и новым кризисам. Однако кризис, овладевший нашей страной, не столько экономический, сколько системный – интересы трудового народа всегда идут вразрез с интересами капитала. И если власть продолжает защищать интересы олигархов, стоит ли удивляться тому, что простой народ России с каждым годом живёт только хуже?

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *