Правительство Казахстана утвердило очередной список из сотен подлежащих приватизации предприятий. Процессы коммерциализации набирают обороты в образовании и здравоохранении. Конечным выгодополучателем либеральных реформ могут стать западные корпорации, активно присматривающиеся к стратегическим отраслям местной экономики.
Если в выполнении социальных обязательств постсоветские элиты напоминают немощного старца, поражённого возрастными недугами, то интересы бизнеса они защищают с бодростью юноши-атлета. Не успели власти Казахстана отчитаться об успешной реализации комплексного плана приватизации на 2021—2025 годы, как подоспела очередная «порция» активов. Не далее как в марте агентство по защите и развитию конкуренции рекомендовало выставить на торги 461 предприятие. А уже в начале мая перечень, выросший до 475 объектов, был утверждён на заседании кабинета министров.
Почти половина передаваемых в «конкурентную среду» предприятий приходится на долю топливно-энергетического комплекса, два десятка — других отраслей промышленности. Также будут приватизированы полторы сотни активов агропромышленной отрасли, около восьмидесяти объектов социальной сферы и т.д. Рассчитан план до 2030 года, но ждать так долго чиновники (и, судя по всему, стоящий за их спинами капитал) не намерены, обещая продать более половины активов уже до конца следующего года. То, что не удастся реализовать на торгах, будет ликвидировано.
По словам министра национальной экономики Серика Жумангарина, акцент в развитии экономики теперь будет делаться на росте доли среднего бизнеса и на сокращении роли государства «за пределами социально значимых и стратегических секторов». Государственное участие, уверены члены правительства, должно быть временным и осуществляться только в тех отраслях, где частный сектор не может полноценно выполнять свои функции. Министра поддержал председатель агентства по защите и развитию конкуренции Марат Омаров, назвавший главной задачей власти устранение барьеров, мешающих конкуренции.
Говоря о «социально значимых» сферах, куда якобы не будет допускаться бизнес, чиновники кривят душой. Недавно правительством была принята дорожная карта, направленная на развитие конкуренции в образовании. Там сообщили, что проведённый анализ «выявил ряд проблемных аспектов, негативно влияющих на конкурентную среду». А именно обнаружены «барьеры для предпринимателей на рынке образовательных услуг». Мириться с этим власти не хотят. Уже до конца нынешнего года они обещают устранить административные барьеры и снизить степень участия государства в сфере дошкольного, школьного образования, а также в сегменте спортивных и творческих секций. При этом утверждается, что расширение присутствия бизнеса повысит качество образовательных услуг. Об уровне доступности чиновники умалчивают.
В парламенте рассматривается законопроект, предусматривающий прекращение финансирования первичной медико-санитарной помощи из госбюджета. Она будет передана в систему обязательного медицинского страхования, формируемую за счёт взносов граждан. Это увеличит нагрузку на фонд медстрахования, сделав недоступными ряд услуг и приведя к закрытию фельдшерско-акушерских пунктов и передвижных медицинских комплексов в сельской местности. Кроме того, вероятна передача медпунктов на баланс школ.
В республиканских СМИ между тем запущена кампания по пропаганде благ тотальной либерализации. Ряд изданий опубликовали мнение экономиста Галыма Хусаинова. Тот утверждает, что в условиях непредсказуемой ситуации на мировых рынках и падения нефтяных цен у Казахстана один выход — ускорить приватизацию. «Разгосударствление экономики страны могло бы дать не только дополнительный доход в бюджет, но в целом повысить эффективность определённых отраслей», — заявляет Хусаинов. В частности, он призывает приватизировать нефтеперерабатывающие заводы, ряд месторождений, «Казпочту» и другие активы.
Ещё одним «пророком» рыночных догм стал представитель АО Teniz Capital Investment Banking Канат Акпеисов. «Вместо того чтобы удерживать на плаву неповоротливые структуры с неоправданными затратами, логично извлекать из них доход и передавать в руки частного капитала для повышения продуктивности. Государство, как мы видим, не самый эффективный менеджер», — уверяет он.
Подобные вбросы готовят почву для проникновения иностранного капитала, тем более что власти даруют последнему всё новые привилегии. Так, инвесторы, вложившие свыше 300 тысяч долларов в уставный капитал казахстанских компаний или в эмиссионные ценные бумаги, смогут, согласно новым правилам, стать обладателями «золотых виз» и получить вид на жительство сроком до десяти лет.
Влиятельные западные СМИ на этом фоне сообщили о переговорах, которые ведёт с Астаной американский бизнесмен Джеймс Кэмерон. Магнат намерен приобрести горнометаллургический холдинг Eurasian Resources Group (ERG). Консультантом сделки выступает финансовая компания Goldman Sachs. Отметим, что ERG контролирует предприятия в сфере добычи и переработки железа, алюминия, редкоземельных металлов, ряд активов в энергетической и транспортной сферах. В интересах таких дельцов и работают постсоветские элиты.
Сергей КОЖЕМЯКИН, соб. корр. «Правды». г. Бишкек.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.