Прорывное развитие

Прорывное развитие

По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия».

30 января 2017 года кандидат в президенты Российской Федерации В. Путин провел встречу с доверенными лицами. Завершая встречу, В. Путин сделал емкие обобщения, подчеркнув, что на ближайшие шесть лет у нас стоит сверхзадача. 

«Мы должны понять, – с пафосом провозгласил В. Путин, – в каком состоянии находятся наше государство, экономика, политическая, социальная сфера (??? – Ю.В.). Мы должны понять, какое место мы в этой связи занимаем в сегодняшнем мире (??? – Ю.В.). Мы должны четко понимать основные приоритеты мирового развития, тренды.

Что будет делать ту или иную страну великой не с точки зрения даже наличия ядерного оружия, а с точки зрения качества жизни людей, с точки зрения перспектив самосохранения и развития на будущее». И в конце В. Путин сделал вывод, что России абсолютно необходим рывок, «прорывное развитие во всех областях, и в первую очередь – технологический рывок в экономике, и в ближайшее время на этом будут сосредоточены все усилия».

Мне очень жаль страну, в которой я живу, если через 17 лет правления ее политический лидер В. Путин до сих пор никак не может понять, оценить «состояние экономики, социальной сферы», какое место Россия занимает в мире.
Хотелось бы помочь кандидату в президенты на новый шестилетний срок В. Путину и показать, каково социально-экономическое состояние  Российской Федерации, каково ее место в мире через призму реализации его майских (2012 г.) указов. 

***

7 мая 2012 года, в день своего вступления в должность главы государства, В. Путин подписал пакет так называемых майских указов, в основу которых легла его предвыборная программа. Указы затрагивают 11 направлений социально-экономической, оборонной и государственной политики и содержат 218 поручений в форме конкретных показателей, которых необходимо достичь.

Уже тогда, в мае 2012 года, у экономистов появились большие сомнения в том, что майские указы будут выполнены. Сразу после опубликования указов в то время замминистра экономики Андрей Клепач обосновал, что для выполнения всех указов российская экономика должна расти на 7 процентов в год, а для обещанного роста зарплат бюджетников – хотя бы на 4 процента.

Увы, экономическая жизнь после 2012 года оказалась много хуже ожиданий: ни 4-процентного, ни тем более 7-процентного роста ВВП и близко не было. Темп роста ВВП начиная с 2012 года не только хоть минимально не рос, а, напротив, начал падать и скатился в 2015 году до минус 3,7%, снизился до 0,2% в 2016 году и составил 1,4% в 2017 году.

Но, может быть, в экономике России случились какие-то чудеса, которые, несмотря на низкий рост ВВП, обеспечили выполнение майских указов президента и рост заработной платы бюджетников? Тем более в конце 2017 года В. Путин обобщил, что майские указы якобы были выполнены на 94%, оценив их исполнение как удовлетворительное.
К сожалению, анализ показывает, что 94% – цифра, явно взятая с потолка, которая крайне далека от реального положения дел.

I.

Экономическое развитие. России нужна новая экономика, писал В. Путин в своей предвыборной статье для «Ведомостей» в январе 2012 год. Поэтому вполне справедливо, что первым майским указом президента В. Путина стал Указ №596 «О долгосрочной государственной экономической политике».

Первым пунктом этого указа было создание и модернизация к 2020 году 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест. Идея очень хорошая. Правда, сложность в том, что В. Путин не сказал, как нужно определять и какие рабочие места считать высокопроизводительными. А поскольку задача была поставлена «красиво», но непрофессионально, популистски, не определены критерии «высокопроизводительности», то и задача оказалась «подвешенной» и не решенной до сих пор.

В 2013 году «высокопроизводительность» места стали определять по средней зарплате его работников: если она превышала средний по региону уровень, место становилось «высокопроизводительным». Большей глупости придумать вряд ли было можно.

Наиболее верно с теоретической точки зрения считать высокопроизводительные рабочие места исходя из их первоосновы – производительности труда. По официальным данным государственной статистики, на протяжении вот уже пяти лет подряд в экономике страны идет не рост, а снижение производительности труда – этого важнейшего показателя эффективности экономики. Если это так, то о каких «высокопроизводительных» рабочих местах может идти речь, а тем более их росте? Профанация в чистом виде!

Вторым пунктом майского указа №596 было прописано увеличение объема инвестиций. И это абсолютно правильно: нет инвестиций в экономику – нет и развития.

Указом было определено, что инвестиции должны были составить не менее чем 25% ВВП к 2015 году и 27% к 2018-му.

По данным Росстата, ни о каких 25% речи не шло уже с первого – 2012, года президентства В. Путина. Наоборот, их объем начал не расти, а падать. В 2014 году объем инвестиций упал на 1,5%, в 2015 году – на 8,4%, что вернуло этот показатель на уровень 2008 года. По итогам 2017 года он едва превысил 20-процентный уровень. Отставание от майского указа, как видно, весьма существенное. Неудивительно, что и российская экономика не растет.

Особенно сильно снизился объем инвестиций в ненефтегазовом секторе. Например, значительно упал объем инвестиций в обрабатывающей промышленности, хотя 25% мощностей здесь уже окончательно устарели и не способны производить продукцию. В металлургии капвложения обвалились почти на 30%, в производстве металлических изделий – на 24,7%, в секторе автотранспортных средств – на 32,2%.

Между тем за последние годы из России ушли сотни миллиардов долларов, которые могли быть инвестированы в реальный сектор экономики. Резко сократились и инвестиции в нашу страну иностранного капитала. Это является следствием социально-экономического кризиса в России и вряд ли ситуация в ближайшие годы исправится  без изменения социально-экономического курса.

В указе «О долгосрочной государственной экономической политике» было установлено, что производительность труда в стране должна вырасти к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года. И этот важнейший показатель, характеризующий эффективность экономики, провалился. По данным Росстата, производительность труда упала с 3,5% в 2012 г. до 0,7% в 2014. В 2015 г. она сократилась еще на 2,2%, а в 2016 году опять на 0,2%. В 2017 году производительность труда если и вырастет, то на фоне сокращения численности занятых. Следовательно, этот важнейший пункт «достижения технологического лидерства российской экономики» не выполнен и ни о каком росте производительности труда на научно-технической основе в нынешней экономике России без смены социально-экономического курса, без смены президента и его ущербной команды речи быть не может, что однозначно и зафиксировал кандидат в президенты России П. Грудинин в первом пункте своей программы «20 шагов».

Указом предполагалось «повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й в 2015 году и до 20-й в 2018 году».

Пока это повышение позиции идет с явным отставанием. К 50-му месту Россия подошла в 2016 году, а не в 2015 году, как было запланировано. В 2018 году Россия должна была занять 20-е место, но в 2017 году она только на 40-й строчке, а скачок в 20 пунктов за месяц – к мартовским 2018 года выборам – маловероятен. Таким образом, из анализа выполнения майского указа №596 «О долгосрочной государственной экономической политике» таков: третий срок президентства В. Путина ознаменовался стагнацией, переросшей в кризис. Экономика начала терять темпы роста уже в 2012 г., когда нефть стоила более $100. А затем последовал провал в самую продолжительную за 20 лет рецессию, спровоцированную еще и санкциями, обвалом нефтяных цен и рубля.

Выход России из системного кризиса на стабильную траекторию роста невозможен без смены нынешнего социально-экономического курса, предполагающего принципиальный отказ от монетаристской неолиберальной модели экономического «роста».

II.

Социальная сфера. Вторым подписанным майским указом стал Указ №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В нем зафиксировано повышение реальной заработной платы, увеличение средней заработной платы бюджетникам, говорится о пенсиях, о трудоустройстве инвалидов и т.д.

1. Первым пунктом указа предполагалось увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 – 1,5 раза. Было море восторгов, когда люди прочитали этот пункт и надеялись на его выполнение.

По данным Росстата, в 2012 году реальные зарплаты выросли на 8,4%, в 2013-м – на 4,8%, в 2014-м – на 1,2%, в 2015-м – упали на 9%, а в 2016 году увеличились на 0,6%. За январь–август 2017 года реальные зарплаты увеличились в годовом выражении всего на 2,5%. Другими словами, общий рост с 2012 года составит не более 7%, но никак не в 1,4–1,5 раза. Это провал задумок президента в чистом виде!

2. Вторым крупным направлением Указа №597 было поручение по тем, кто занят в системе образования, врачам и научным сотрудникам: им предполагалось радикально поднять оплату труда до 2018 года до средней заработной платы в соответствующем регионе, а кому-то и до 100–200% от средней зарплаты в регионе проживания.

Прошло пять лет, а в жизни бюджетников если что-то и изменилось, то, к сожалению, не в лучшую сторону.

Губернаторы дружно рапортуют В. Путину о том, как им эту задачу удается решить. Хотя реальное положение не столь оптимистично. Повышения зарплаты бюджетникам исполняются только в том случае, если врачи и учителя работают на 2–2,5 ставки.

Региональные власти действительно львиную долю своего тощего бюджета стали направлять на повышение заработной платы бюджетникам в соответствии с майскими указами, но… в ущерб инвестированию в социальную инфраструктуру по другим направлениям бюджетирования – развитию социальной инфраструктуры, строительству и ремонту дорог и др.

Чтобы поднять зарплату бюджетникам до уровня президентских требований, по всей стране повально началась так называемая оптимизация сети бюджетных учреждений. Бездумный оптимизационный раж привел к сокращению персонала, благодаря которому и был обеспечен хоть какой-то рост оплаты труда. Но это повлияло на уровень безработицы и качество работы сотрудников бюджетного сектора, привело к перегрузке педагогических и медицинских работников, заставляя их работать на износ, снижая качество обслуживания. Другими словами, исполнение майских указов, в конечном счете, бьет по простым гражданам.

В феврале 2018 года Росстат опубликовал данные по средней зарплате врачей, учителей и научных работников за 2017 год. В четырех российских регионах – Ханты-Мансийском автономном округе, Республике Коми, Пермском крае и Волгоградской области – в 2017 году доходы учителей снизились. Сокращение составило от 12 руб. до 472 руб. В Ханты-Мансийском округе зарплата уменьшилась с 62 тыс. руб. до 61,9 тыс. руб., в Коми – с 41,7 тыс. руб. до 41,6 тыс. руб., в Пермском крае – с 29,9 тыс. руб. до 29,4 тыс. руб. и Волгоградской области – на 12 руб. (с 25,192 тыс. руб. до 25,18 тыс. руб.).

У врачей за 2017 год понижение зарплат было в Еврейской автономной области на 2 тыс. руб. Меньше чем на одну тысячу зарплаты врачей выросли в двух регионах – Республике Алтай и Костромской области. Меньше всего врачи получают в Калмыкии – 32 тыс. руб., Северной Осетии – 32,2 тыс. руб., Ингушетии – 32,4 тыс. руб., Карачаево-Черкесии – 33 тыс. руб. и Кабардино-Балкарии – 33,4 тыс. руб.

Все эти показатели значительно ниже предполагаемых майскими указами, что привело к обесцениванию социального пафоса майских указов.

3. Указом №597 предполагалось разработать до 1 октября 2012 г. проект долгосрочного развития пенсионной системы, определив в нем «меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования».

Результат: с 2014 года перечисленные средства в накопительную часть пенсий просто заморозили аж до 2020 года. Деньги, которые должны были идти на повышение пенсионных выплат, будут и дальше идти в общий котел – в Пенсионный фонд для текущей выплаты пенсионерам. Это в чистом виде обман будущих пенсионеров, ограбление народа и свидетельствует о полном банкротстве российского государства.

III.

Следующими важными в пакете майских указов были Указ №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и близкий ему по духу Указ №606 «О мерах по реализации демографической политики в Российской Федерации».

1. В указе были зафиксированы показатели снижения смертности от болезней системы кровообращения, от новообразований, от туберкулеза, от дорожно-транспортных происшествий, младенческой смертности.

Прежде всего вызывает удивление, что первыми параметрами в указах по системе здравоохранения стала смертность, не заболеваемость по видам болезней, не меры по снижению заболеваемости, как будто смертность это главное, что гарантирует отечественная система здравоохранения.

Так, было установлено, что к 2018 году смертность от болезней системы кровообращения должна быть не более 649,4 случая на 100 тыс. населения. По официальным данным, это достигнуто якобы было. Однако смертность от болезней системы кровообращения все еще высока. Согласно данным Московского научно-исследовательского онкологического института (МНИОИ) им. П.А. Герцена, в 2016 году от болезней органов кровообращения скончались 47,8% от всего количества зафиксированных смертей.

Возросла смертность и от других заболеваний: по причине онкологических заболеваний она составила 15,6%; еще 8,9% скончались в результате полученных травм и отравлений.

2. Анализ показывает, что если желаемый уровень заработной платы медиков, заложенный в майском указе №597 и достигнут в каких-то регионах, во многом это связано с так называемой оптимизацией – сокращением рабочих мест в бюджетных учреждениях и интенсификацией труда работников. Средняя зарплата медиков, которой оперируют статистики, складывается не из одной ставки. Чтобы выйти на нормальный уровень заработной платы, медработнику приходится трудиться на полторы-две ставки плюс подработки. И не вполне корректно сравнивать это со средней зарплатой в регионе – фактически зарплатой за одну ставку.

Уровень российской медицины в ходе проводимой «оптимизации» не повышается, а, наоборот, снижается.

Следствием этого стал «демографический обвал», зафиксированный Росстатом в 2017-м. В стране впервые за несколько лет сократилось население.

Далее. В указе было определено, что в 2017 году зарплаты медиков должны быть повышены до 200%, а младшему и среднему медперсоналу – до 100%. И вдруг в 2016 году, вопреки указу, было принято решение понизить промежуточные цели по зарплатам медиков, предусмотренное на среднесрочную перспективу. Так, вместо заложенного в указе повышения заработной платы врачам до 200% в 2017 году этот уровень снизили до 180%, а младшему и среднему персоналу вместо 100% до 80–90%. Представляете реакцию медиков и ее отражение на рядовых гражданах?!

3. Согласно майскому указу, правительство должно было разработать комплекс мер, направленных на поэтапное устранение дефицита медицинских кадров. К сожалению, дефицит стал еще больше. Если в 2011 году число врачей составляло 732,8 тысячи человек, то в 2015 году уже 673 тысячи. В пересчете на 100 тысяч человек сократилось как число врачей, так и среднего медицинского персонала. Врачей с 51,2 до 45,9. Медперсонала – с 107 до 105,8. На конец 2017 года этот дефицит стал еще больше. И это вполне объяснимо. Ведь надо было зарплату медперсоналу «поднять», вот и решили сократить численность и не менять фонд оплаты труда. Абсурд!

4. В Указе №606, касающемся демографии, предполагалось обеспечить увеличение к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни в РФ до 74 лет. Этот показатель при нынешнем курсе «реформ» не будет выполнен еще долго, долго.

Сегодня средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении (для обоих полов) в России составляет 66,3 года. Это ниже средней ожидаемой продолжительности жизни в мире, которая, по данным отдела народонаселения департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, находится на уровне около 71 года.

При этом средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин при рождении – 59,8 года, а средняя ожидаемая продолжительность жизни женщин при рождении – 73,2 года.

Весьма неудовлетворительно, к сожалению, выполняются Указы №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Наука во всех странах – это зона финансовой ответственности государства. В номинальном выражении финансирование науки в 2017 году не только не соответствует показателям, заложенным в майском указе, но откатилось в 2012 год, а если учесть инфляцию, то выделенная сумма стала минимальной за 6 лет. И если, как сейчас в России, доля ВВП страны, которая направляется на проведение фундаментальных исследований, в полтора-два раза ниже, чем в Венгрии, Греции, Польше и Португалии, не говоря о более развитых странах, то говорить про какие-то лидирующие позиции – значит, сознательно пускать пыль в глаза.

Что касается жилья и ЖКХ, то обещанного уровня ипотечного кредитования, заложенного в майском указе, не достигнуто, равно как и остальные положения программы остались лишь рекомендациями. На 2018 год запланировано, что ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) должны быть выше инфляции не более чем на 2,2 п.п. В 2017 году ставка была на уровне 11–13%, а инфляция – 2,3%.

Значительное количество аварийного жилищного фонда было сокращено, к сожалению, на бумаге за счет отмены ранее принятых решений о признании многоквартирных домов аварийными.

В Указе №600 предполагалось, что в 2018 году будут созданы «для граждан Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет», а до 2020 года смогут обеспечить «предоставление доступного и комфортного жилья 60 процентам российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия». Может быть, кто-то верит в выполнимость этих маниловских положений?

Завершая встречу с доверенными лицами 30 января 2017 года, кандидат в президенты Российской Федерации на четвертый срок В. Путин  пафосно подчеркнул: «…мы должны обеспечить такой рывок в развитии страны… придать такую динамику, чтобы после того, как эти шесть лет пройдут, – даже если в жизни страны наступят какие-то сбои, какие-то сложности, какие-то непредвиденные обстоятельства… Но чтобы набранный темп, инерция движения были такими мощными, чтобы Россия все равно шла вперед. Вот это вот – сверхзадача!

Еще раз повторюсь: здравоохранение, образование, наука, высокие технологии. Инфраструктура обязательно. Вот это все – для рывка вперед. Вот это – сверхзадача!»

Такую же сверхзадачу ставил В. Путин, представляя свою предвыборную программу на третий президентский срок. Исходя из анализа успешного «выполнения» шестилетней программы В. Путина, обобщенной в его майских указах, а также принимая во внимание, что за 17-летний период пребывания его на высшем политическом олимпе у него сформировалось чувство любви к России, чувство патриотизма, Владимир Владимирович мог бы проявить политическую волю и добровольно отказаться баллотироваться на новый шестилетний срок президентства.

Причем рекомендации для себя он сформулировал себе сам. Приехав 1 февраля в Ростов-на-Дону, В. Путин осмотрел новую технику в цехах комбайнового завода «Ростсельмаш». Главе государства доверили сесть за руль тренажера, после чего он ошарашил собравшихся: «Если что, после 18 марта пойду работать комбайнером». Исходя из успешного «исполнения» своих майских указов, вряд ли можно верить исполнению нового пожелания В. Путина.
А может быть, уважаемые россияне, нам стоит последний раз поверить Владимиру Владимировичу Путину, сплотиться и помочь ему стать комбайнером (!), о чем он мечтательно заявил, посещая Ростовский-на-Дону комбайновый завод «Ростсельмаш».

Ю. Воронин

д.э.н., профессор, первый заместитель председателя Верховного Совета РФ (1992–1993 гг.), депутат Госдумы (второго созыва), аудитор Счетной палаты РФ 

Комментарий редакции: Всё вышеизложенное свидетельствует о полном и окончательном крахе политики федеральных властей. Т.н. «майские указы» по большей части не реализованы. Напротив, экономика, уровень жизни народа — всё катится под откос. Поэтому те, кто не справился со своими обязанностями, должны покинуть руководящие посты. Но что мы видим в реальности? Стремясь избежать ответственности за содеянное, правящий класс поливает грязью того, кто проявил себя в качестве грамотного хозяйственного управленца и защитника социальных прав трудящихся. И это не случайно. Буржуазия фактически стремится законсервировать своё доминирующее положение. Только пусть они не тешат себя иллюзиями, будто подобные действия им сойдут с рук.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *