Валентина Рушникова. Великий почин век спустя

Валентина Рушникова. Великий почин век спустя

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

«Правда» уже рассказывала своим читателям о торжественных мероприятиях в депо Москва-Сортировочная Казанская по случаю векового юбилея трудового подвига (см. номер за 16 апреля), названного В.И. Лениным «великим почином» и «героизмом рабочих в тылу». Что это за событие, которое живёт в народной памяти целое столетие и которому предстоит жить да жить в будущем? В тот знаменательный день, 100 лет назад, 15 железнодорожников Московско-Казанской дороги остались на своих рабочих местах после окончания смены, чтобы продолжить работу по ремонту подвижного состава. Своей инициативой они показали пример безвозмездного служения идеям Октябрьской революции и трудовому народу. Причём в пору, когда Советская республика была вынуждена защищаться с оружием в руках против белых войск и иностранных интервентов.

ТАКАЯ БЛАГОРОДНАЯ идея служения своему народу не могла зародиться в сознании трудящихся ни при какой социально-экономической формации, кроме социалистической, ни при какой политической власти, кроме Советской. Их трудовому подвигу В.И. Ленин посвятил статью «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу «коммунистических субботников»)». Примечательно, что ещё до опубликования этой статьи почин наших деповских рабочих был подхвачен многими трудящимися во всей стране. С тех пор в СССР стало традицией ежегодно в апреле, в годовщину Великого почина, проводить коммунистические субботники по всей стране.

В 1957 году на территории депо Москва-Сортировочная-Рязанская был открыт музей «Великий почин». Его главным экспонатом стал один из паровозов, отремонтированных 12 мая 1919 года. К счастью, у руководства депо хватило мудрости и мужества сохранить его и по сей день. Надо отдать должное и персоналу музея, трепетно и творчески хранящему и популяризирующему память о том знаменательном событии.

Память о первом коммунистическом субботнике живёт по сей день не только в музее, но и в народе. Это нашло яркое отражение в субботнике, проведённом в эксплуатационном локомотивном депо Москва-Сортировочная-Рязанская на Московской железной дороге 13 апреля этого года. В нём приняли самое активное участие и работники депо, и коммунисты Москвы во главе с первым секретарём горкома КПРФ В.Ф. Рашкиным.

Естественно, что содержание нынешнего субботника имело существенное отличие от содержания субботников советских времён. Если в советское время субботники наиболее часто проводились на рабочих местах, что обеспечивало или дополнительный выпуск продукции, необходимой народному хозяйству, или проведение ремонта и обновление производственных фондов в целях дальнейшего роста объёмов и улучшения качества выпускаемой продукции, или другие мероприятия, дающие экономический эффект, то сегодня субботники ограничиваются благоустройством территорий.

В своей знаменитой работе Владимир Ильич Ленин призывал: «Надо хорошенько продумать значение «коммунистических субботников», чтобы извлечь из этого великого почина все громадной важности практические уроки, которые из них вытекают». Сегодня этот призыв звучит, пожалуй, ещё насущнее, чем в 1919 году.

Итак, субботники живы и через 100 лет, несмотря на то, что из них 27 лет — это годы навязанного нашими классовыми противниками капиталистического жизнеустройства, такого жизнеустройства, которое противно миллионам людей труда. Социологи разных научных и идеологических воззрений одинаково утверждают, что две трети опрашиваемых россиян выражают недовольство дефицитом социальной справедливости, а около 60% снова хотели бы жить при социализме, отторгая тем самым нынешнюю капиталистическую жизнь. Так почему же при этом ненавистном устройстве общества сохраняются субботники, которые их инициаторы — железнодорожники депо Москва-Сортировочная — назвали коммунистическими, а В.И. Ленин в статье «Великий почин» оценил их как «начало переворота, более трудного, более существенного, более коренного, более решающего, чем свержение буржуазии, ибо это — победа над собственной косностью, распущенностью, мелкобуржуазным эгоизмом, над этими привычками, которые проклятый капитализм оставил в наследство рабочему и крестьянину»?

Первая причина на поверхности: чиновничество, особенно коммунального уровня, занятое в управах и префектурах, охотно использует возникшую век назад традицию безвозмездной работы людей в этот весенний день. Тут всё ясно: те, кто успел пропитаться буржуазной психологией, не упустят шанса поживиться за счёт бесплатной рабочей силы наших соотечественников. Получить дворы и улицы, прибранные добросовестно и задарма, — это типичное поведение больших и малых дельцов от капитализма.

Куда важнее понять другое — то, что не на поверхности, а спрятано от праздных глаз: почему поддерживают сугубо советскую традицию в условиях капиталистического жизнеустройства сами трудящиеся? Во-первых, думаю, в них жива укреплённая социализмом жажда коллективного труда, товарищеского способа производства. Во-вторых, убеждена, что так проявляется сохранившаяся в наших соотечественниках симпатия к советским, социалистическим отношениям между людьми. Ведь это были отношения товарищества и справедливости. Они, такие отношения между людьми, перевешивают и официальные восторги по поводу свободы поездок за границу и заполненных магазинных полок. Тем более что полки полны потому, что у большинства россиян пусты карманы, а за границу стало беспроблемно выехать, вот только трудящемуся-то большинству заниматься международным туризмом не на что. И магазинные деликатесы, и заморские прелести только подчёркивают социальный раскол в стране, её расслоение на две России — бедных и богатых, трудящихся и эксплуататоров.

По результативности нынешние субботники невозможно сравнить с теми, которые прошли 100 лет назад в депо Москва-Сортировочная Казанской железной дороги. Не только потому что тогда был добросовестный ударный труд, а теперь нередко лишь его симуляция. В музее, посвящённом первому субботнику, можно найти предметные подтверждения тому, что нам известно из газет 1919 года, процитированных в ленинской статье:

«7 мая на общем собрании коммунистов и сочувствующих подрайона Московско-Казанской дороги был поставлен вопрос о переходе от слов о содействии победе над Колчаком к делу. Вынесенное предложение гласило:

«Ввиду тяжёлого внутреннего и внешнего положения, для перевеса над классовым врагом коммунисты и сочувствующие вновь должны пришпорить себя и вырвать из своего отдыха ещё час работы, т. е. увеличить свой рабочий день на час, суммировать его и в субботу сразу отработать 6 часов физическим трудом, дабы произвести немедленно реальную ценность. Считая, что коммунисты не должны щадить своего здоровья и жизни для завоеваний революции — работу производить бесплатно. Коммунистическую субботу ввести во всём подрайоне до полной победы над Колчаком».

После некоторых колебаний это предложение было принято единогласно».

Субботник зародился как явление классовой борьбы. Именно эту его грань отмечал В.И. Ленин. Великий почин подв`иг вождя Октябрьской революции к тому, что в своей статье он дал самое распространённое и самое точное определение классов, подчеркнул значение коммунистического труда для утверждения социалистического строя, охарактеризовал неразрывную связь между социализмом и коммунизмом.

Ленин за субботниками в депо Москва-Сортировочная и другими первыми ласточками коммунистического труда увидел и указал нам, что сознательные рабочие понимают классовую борьбу лучше и точнее, чем всякие оппортунисты, в том числе «вожди бернского, жёлтого, Интернационала. Эти вожди признают только на словах классовую борьбу и руководящую роль пролетариата».

А ещё мне представляется, что в рабочей среде не исчезла преемственность поколений. Идея отметить в депо Москва-Сортировочная-Казанская столетие первого коммунистического субботника родилась среди нынешних рабочих депо. Одновременно хочу отметить, что в этом трудовом коллективе живёт традиция тесного общения нынешнего поколения рабочих с ветеранами. Наверное, благодаря этой связи у нас, коммунистов Первомайского местного отделения столицы, сохранилась ниточка контактов с коллективом, вписавшим в 1919 году яркую страницу в истории страны. Мы в ответ регулярно награждаем достойных людей из числа ушедших на заслуженный отдых памятными медалями ЦК КПРФ.

О том, что эта ниточка, связывающая железнодорожников депо с нашим партийным отделением, не порвалась, говорит и приглашение коллективом депо Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова на торжественное мероприятие, посвящённое вековому юбилею первого коммунистического субботника. Это по его поручению (и, конечно, по большому личному желанию) выступал 13 апреля на митинге в депо член Президиума Центрального Комитета, первый секретарь Московского городского комитета КПРФ В.Ф. Рашкин.

О прочности этой ниточки, связывающей коммунистов столицы и железнодорожников, говорит и то, что на митинге выступал председатель Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Н.А. Никифоров.

Не знаю, как другие участники митинга, но я, вернувшись после его завершения, открыла ленинскую работу «Великий почин». Удивительное произведение. Сегодня в нём невозможно не обратить внимания на мысль, которая оказалась очень актуальной и 100 лет спустя: «Чтобы победить, чтобы создать и упрочить социализм, пролетариат должен решить двоякую или двуединую задачу: во-первых, увлечь своим беззаветным героизмом революционной борьбы против капитала всю массу трудящихся и эксплуатируемых, увлечь её, организовать её, руководить ею для свержения буржуазии и полного подавления всякого с её стороны сопротивления…»

Время неумолимо, и, как писал К. Маркс, крот истории неустанно работает, несмотря ни на какие трудности, на социалистическую перспективу. Социализм вернётся на нашу родную землю. А Великий почин железнодорожников депо Москва-Сортировочная-Рязанская получит новый импульс и обретёт вторую жизнь.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *