«Юбилеить» было нечего

«Юбилеить» было нечего

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

Автор статьи — Олег Черковец

О какой «единой промышленной политике» в рамках всего Евразийского экономического союза можно говорить, если российское руководство не в состоянии даже у себя в стране претворить в жизнь давно существующий закон «О промышленной политике в РФ»?

НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ в столице Казахстана, до недавнего времени носившей название Астана, состоялся саммит стран-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который, напомним, входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Официальные российские средства массовой информации поспешили расписать эту встречу как «юбилейную»: какая ни есть куцая, а всё-таки дата — 5 лет подписанию договора об образовании ЕАЭС. Вскоре, правда, выяснилось, что, помимо самой этой цифры, отмечать-то особенно нечего — и, похоже, осознание этого факта чувствовалось даже в атмосфере переговоров за «круглым столом», которые под объективами телекамер вели четыре президента и премьер-министр Армении.

В самом деле, чисто внешне сотрудничество в рамках ЕАЭС способствует росту ежегодного взаимного товарооборота в среднем примерно на 30 процентов — и это, конечно, позитивный результат интеграции: без неё не было бы и такого. Да только это происходит скорее благодаря наличию общей зоны свободной торговли в рамках «большого» (точнее, пока ещё существующего) СНГ, нежели каким-то «особо продвинутым» механизмам внутри самого ЕАЭС. Недаром президент Белоруссии «батька» Александр Лукашенко прямо высказывался о сохраняющихся и реально мешающих потенциальному росту взаимного товарооборота барьерах. Не будь их, взаимная торговля росла бы куда быстрее и на деле способствовала качественному — да и количественному — росту экономик стран-участниц.

А так совокупный ВВП «пятёрки» по итогам 2018 года увеличился всего на 2 процента — это более чем в полтора раза уступает общемировому показателю роста, равному 3,2 процента. Поэтому звучавшие хвастливые — иначе не скажешь! — заявления о том, что этот самый совокупный ВВП ЕАЭС достиг двух триллионов долларов, не стоят ровным счётом ничего: ведь общемировой-то ВВП превысил 80 триллионов долларов. Значит, согласно элементарной арифметике, общий ВВП ЕАЭС не превышает двух с половиной процентов от мирового! Так что здесь, спрашивается, праздновать?

Что до барьеров, то «Правда» не раз рассказывала читателям о том, кто именно и в чьих корыстных интересах держится за эти торговые барьеры внутри ЕАЭС. Мало того, усиленно возводит новые — и мы это постоянно видим на примере торговли с той же Белоруссией. В частности, по-прежнему, как звучало в ходе саммита, лишь «в планах», то есть только в будущем, остаётся создание единого рынка нефти и газа, и причина этой задержки всем понятна: интересы ненасытных российских нефтегазовых олигархов и связанных с ними крупных госчиновников. Ради своего давным-давно оттопырившегося до неприличных размеров кармана они готовы продолжать барахтаться в нефтегазовом болоте, отвергая все возможности налаживания по-настоящему масштабной кооперации с ближайшими партнёрами.

Не выполнены и другие ранее ставившиеся цели: например, в области взаимного доступа малого и среднего бизнеса на рынки друг друга, создания равных условий трудоустройства и ряд других. Словом, взаимное сотрудничество на деле даже отдалённо не обрело роли фактора ускорения экономического роста стран-участниц, что первоначально рассматривалось как главная задача «продвинутой» интеграции внутри «пятёрки».

И снова о кооперации — точнее, о её профанации. Смешно, но едва ли не единственным конкретным результатом «юбилейного» саммита (если не считать бесчисленных славословий в адрес бывшего теперь уже президента Казахстана) стало объявление об образовании Совета по промышленной политике, призванного координировать таковую в рамках ЕАЭС. Почему смешно? Да потому, что в самой России скоро уж пять лет как принят закон «О промышленной политике в Российской Федерации», который до сих пор остаётся на бумаге и фактически не действует. Во всяком случае, никаких реальных действий, никаких прорывных программ, рассчитанных на стратегическую перспективу и подкреплённых соответствующими бюджетными ассигнованиями на развитие передовых гражданских отраслей промышленности, российское руководство не предпринимает.

Так о какой «единой промышленной политике» в масштабах всего ЕАЭС вы, господа, можете говорить, если даже у себя дома такую политику проводить не в состоянии?!

Комментарий редакции: Залогом укрепления межгосударственного союза является наличие единых народнохозяйственных связей, единой экономической системы. Однако в реальности до этого, мягко говоря, весьма далеко. Так, в статье упомянуто о фактическом отсутствии единой промышленной политики на территории ЕАЭС. Действительно, отсутствие должного внимания к данному вопросу внутри России делает невозможной его решение в более глобальном масштабе. Но надо также учитывать факт различия экономических систем, например, нашей страны и Белоруссии. А как унифицировать их? Не с помощью принятия белоруссами модели компрадорского капитализма? Разумеется, они ни за что её не возьмут на вооружение и правильно сделают. Поэтому экономические интеграционные процессы на постсоветском пространстве смогут получить своё развитие тогда, когда в России от власти будут отстранены проводники «вашингтонского консенсуса».

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *