По законам джунглей

По законам джунглей

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор статьи — Виктор Василенко

В советские времена была в ходу фраза: «В джунглях мира капитала». Тогда она многим казалась штампом «коммунистической пропаганды». Теперь, когда мы на собственном опыте познали, что такое капиталистический мир, то убедились, что это констатация факта.

НЕКОТОРОЕ время назад «Правда» с тревогой писала о том, что в сельском хозяйстве России происходит концентрация производства в руках «сильных» дельцов за счёт разорения более слабых производителей.

Это прежде если хозяйство оказывалось слабым, то власть искала способы помочь ему встать на ноги. Теперь же действует закон джунглей: сильные пожирают слабых.

Отчётливо проявляется тенденция концентрации сельхозпроизводства у «сильных» предпринимателей в Белгородской области. Вследствие аграрной политики губернатора Е.С. Савченко сельскохозяйственные организации (а ныне это в подавляющем большинстве сугубо капиталистические агрохолдинги) уже немало лет производят более 80% от общего объёма продукции сельского хозяйства области. В 2018 году их доля достигла рекордных 87,4%. Чтобы можно было лучше оценить этот показатель, приведём аналогичный результат по России в целом — 55,1%.

Но и среди них идёт «внутривидовой естественный отбор». Если взять за точку отсчёта 2013 год — год принятия областным правительством программы «Развитие сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области на 2014—2020 годы», то к 2019 году количество сельскохозяйственных организаций, по данным областной статистики, сократилось на 16%, зато финансовый результат их деятельности вырос вчетверо!

«Естественный отбор» происходит и среди малых и микропредприятий, работающих в сельском хозяйстве. Причём даже более интенсивно, поскольку здесь идёт как «внутривидовая», так и «межвидовая» борьба за выживание. Их количество уменьшилось за эти годы почти на четверть (на 23,4%). И в этой группе «сильные» тоже усилились: их оборот (данных о финансовом результате МП статистика не приводит) увеличился в 2,75 раза. А труднее всего в условиях капиталистической конкуренции приходится наиболее слабым, в данном случае — личным подсобным хозяйствам.

Ещё в середине 1990-х годов, когда в сельском хозяйстве Белгородчины тон по-прежнему задавали сохранявшиеся коллективные хозяйства, на долю хозяйств населения приходилось более трети от общего объёма сельхозпродукции. Вклад хозяйств населения в снабжение жителей области продовольствием был весом как в растениеводстве, так и в животноводстве. А в начале нулевых годов, когда губернатор своим недоброй памяти постановлением № 710 от 14 декабря 1999 года «О мерах по экономическому оздоровлению неплатёжеспособных сельскохозяйственных предприятий области» способствовал добиванию колхозной системы, а крупный капитал за развитие сельхозпроизводства ещё всерьёз не взялся, ЛПХ в значительной степени кормили область: на их долю приходилась тогда почти половина всей сельхозпродукции.

Положение хозяйств населения резко изменилось с воцарением в области крупных капиталистических сельхозпредприятий. К 2013 году доля ЛПХ в общем производстве сельскохозяйственной продукции сократилась до 14,5%, а за прошедшие с тех пор годы ещё на 6%. Конечно, это в немалой степени обусловлено наращиванием мощи агрохолдингов и расширением их вторжения в сельхозпроизводство области. Скажем, снижение доли хозяйств населения в производстве овощей с 71,5% в 2013 году до 65,4% в 2018-м обусловлено именно этим, а так селяне на своих огородах в 2018 году вырастили заметно больше овощей, нежели тогда, — 169,8 тысячи тонн против 141,7.

К сожалению, это не правило, а исключение. В большинстве тех видов сельхозпродукции, которые приводит статистика, за названный период времени произошло снижение производства в натуральных показателях — зерна, сахарной свёклы, семян подсолнечника, мяса, молока, яиц, шерсти (последней — при росте доли в общем производстве), даже картофеля, при том что ЛПХ здесь по-прежнему абсолютно доминируют, выращено несколько меньше: 412 тысяч тонн в 2013 году, 404,2 — в 2018-м. Как следствие, если производство сельскохозяйственной продукции в действовавших ценах с 2013 года по 2018-й у сельхозпредприятий выросло со 128,3 миллиарда рублей до 224,6, у фермеров — с 4,5 миллиарда до 10,6, то у хозяйств населения оно уменьшилось с 22,6 миллиарда до 21,8. Сократились за этот период и посевные площади ЛПХ — округлённо с 90 тысяч га до 75…

Тут нужно иметь в виду очень существенное обстоятельство. Состояние ЛПХ ныне — это вопрос не только экономики. Как следует из данных статистики (подробно этот расчёт я привёл в статье «Люди, где вы?», «Правда», №113, 2019 г.), порядка половины сельского населения области ныне, после разрушения коллективных хозяйств, вынуждено существовать за счёт личных подсобных хозяйств. Так что ухудшение экономического положения хозяйств населения ведёт к снижению уровня жизни многих десятков тысяч сельских жителей.

И что же в этих условиях предпринимает областная власть, на словах рьяно выступающая за создание на Белгородчине «солидарного общества»? Она действует в полном соответствии с принципом, провозглашённым главой царского правительства начала ХХ века П.А. Столыпиным (поклонником которого являются многие «демократические» чиновники разного уровня, включая и Е.С. Савченко): «Государство и государственная власть должны существовать для сильных, а не для слабых».

ПРИХОД на смену коллективным хозяйствам «эффективных собственников», как правило, сопровождался «оптимизацией» рабочей силы. Порой «лишними людьми» оказывались до трёх четвертей работников прежних хозяйств. Однако я не помню случая (а я слушал отчёты губернатора в областной Думе с 2009 года), чтобы Е.С. Савченко выразил обеспокоенность положением сельских тружеников. Напротив, лейтмотивом его отчётов о положении в сельском хозяйстве, как правило, было: «С сельским хозяйством одна треть населения области связывает своё благополучие. Смею утверждать, что при той поддержке, которая оказывается отрасли со стороны государства… у этой трети населения особых причин переживать за своё будущее нет». Даже когда Евгений Степанович констатировал, что по сравнению с 1990-ми годами численность работающих в сельскохозяйственном производстве уменьшилась в 2,5 раза, он, не сказав ничего утешительного о судьбе десятков тысяч «оптимизированных» людей, резюмировал «аграрную» часть отчёта утверждением, что на селе одержана «социальная победа». Быть может, он имел в виду победу агроолигархов над тружениками?..

Зато стоило несколько лет назад прибылям сельскохозяйственных организаций понизиться, как губернатор сразу же выразил свою озабоченность этим.

Кстати, о помощи сельхозпроизводителям. Судя по тому, что поведал известный в Белгороде специалист сельского хозяйства А.И. Курчевский, она осуществляется в полном соответствии с принципом Столыпина: «В агрохолдинги, в отличие от фермеров и небольших хозяйств, на поддержку производства уходят огромные государственные субсидии».

Как известно, крупный капитал, призванный губернатором для подъёма сельхозпроизводства области, наибольший интерес проявил к свиноводству, птицеводству, а в последние три-четыре года и к молочному животноводству. И — какое совпадение! — именно в этих отраслях спад производства в ЛПХ наиболее впечатляющий. Для полноты картины сравнение показателей 2018 года проведу не только с 2013-м, но и с 1995-м. Итак: производство мяса скота и птицы в хозяйствах населения: 1995-й — 49,5 тысячи тонн, 2013-й — 22,9, 2018-й — 13,3; производство молока: 229,3 тысячи тонн — 148,8 — 107,4; производство яиц:

269,9 млн шт. — 134,2 — 125,7; поголовье коров: 75 тысяч — 24 — 17; поголовье свиней: 155 тысяч — 0 — 40 (не тысяч, просто хрюшек).

Что касается «обнуления» достаточно солидного свиного стада в хозяйствах населения, то оно произведено по строжайшему предписанию областной власти, которая таким образом боролась с угрозой эпидемии; та же участь постигла и фермерских свиней, но ни в малейшей степени не затронула агрохолдинги, которые благодаря этой эпидемии сделались полными монополистами в производстве свинины. Замечу, что в России в целом свиная эпидемия была не столь смертоносной для ЛПХ, и там домашние хрюшки ныне составляют более 10% общего свиного стада.

Добавлю ещё несколько сопоставлений данных 2018 года по России в целом и по Белгородской области, которые помогут лучше оценить специфику заботы белгородской власти о развитии сельского хозяйства:

— в России стадо КРС в хозяйствах населения составляло 40,9% от общероссийского, а на Белгородчине — 18,3% от общеобластного, в том числе коров соответственно — 41,7% и 18,4%;

— доля производства мяса скота и птицы в хозяйствах населения — 18,1% в России и 1% на Белгородчине;

— доля производства молока в ЛПХ — 38,9% в России и 17,2% на Белгородчине;

— доля производства яиц в ЛПХ — 18,4% в России и 7,6% на Белгородчине.

Так что власти Белгородской области (в России в целом эта тенденция тоже проявляется, но пока в меньшей степени) фактически загоняют хозяйства населения в «резервации», ограниченные садом, огородом и ульями.

В 2013 ГОДУ, как я уже упоминал, областным правительством была принята программа «Развитие сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области на 2014—2020 годы». В ней была дюжина подпрограмм. Большая их часть касалась сельхозпредприятий, была специальная подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования». Не было лишь подпрограммы, нацеленной на поддержку личных подсобных хозяйств. Вероятно, из тех соображений, что раз они ЛИЧНЫЕ, то и их благополучие — сугубо личное дело сельских жителей.

Федеральные власти тоже не слишком озабочены поддержкой личных подсобных хозяйств. Судя по всему, чиновников куда больше заботит, как бы их сделать объектом «стрижки». Пока они освобождены от налогов, но, как недавно сообщил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Плотников, в ближайшее время Дума должна принять поправки в Налоговый кодекс, вводящие режим патентного налогообложения для животноводства и растениеводства. По его мнению, этот закон должен способствовать повышению доходности хозяйств. Фермерских — возможно. Но если, как опасаются многие, его действие распространится и на ЛПХ, то для них оно будет означать введение поборов, которых прежде не было, что вряд ли сможет повысить их материальное благополучие.

В общем, как поётся в шуточной вариации популярной песни советского времени: «Будьте здоровы, живите богато, насколько позволит вам ваша зарплата. А если зарплата вам жить не позволит, — ну что ж, не живите, никто не неволит». Рост «естественной» убыли сельского населения от 2013 года к 2018-му на треть свидетельствует, что ныне это уже не шутка.

Комментарий редакции: Информационно-политические рупоры буржуазной власти регулярно заявляют о мнимом подъёме сельского хозяйства. Видите ли, Россия снова стала экспортёром зерна. На самом деле это минус, а не плюс. Почему зерно бурным потоком идёт за границу? В силу низкого спроса на данный вид сельскохозяйственного сырья внутри нашей страны. Говоря простым языком, дело обусловлено развалом отечественной производственной базы АПК. Впрочем, если бы даже дело обстояло иначе, то поводов для оптимизма не было бы. В статье описано, как в сельском хозяйстве утверждается господство крупного капитала, разоряющего не только мелких производителей, но и личные подсобные хозяйства. Последние представляют собой и способ элементарного выживания многих простых людей. И что в итоге? В результате правит бал олигархия, незаинтересованная в развитии аграрных производительных сил. А будет ли она стремится что либо развивать, осознавая криминальный способ захваченных ими сельскохозяйственных объектов? Да они будут пытаться замести следы своих грязных дел. Кроме того, это ведёт к усилению социального расслоения на селе и, как следствие, к падению покупательной способности населения. Как при подобном положении вещей можно рассчитывать на устойчивое развитие АПК? Такова плата за разрушение колхозно-совхозной системы, за насаждение частной собственности на землю. Но тогда «реформаторы» внушали всем дикий бред про «неэффективность» колхозов. Однако жизнь опровергла их мерзкие домыслы. Сегодня — даже на фоне общего кризиса в России, устойчивые показатели социально-экономического развития демонстрируют именно народные предприятия (например, «Совхоз имени В.И. Ленина). Казалось бы, создайте им благоприятные условия для развития. Но поскольку власть находится у олигархического капитала, то рассчитывать на это не приходится.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *